При постройке железной дороги первым делом определяется, какой именно тип пути будет строиться. Будет это главный железнодорожный путь, соединяющий станции или города, или стационарный, в котором будет производиться сортировка вагонов, отправка и приём поездов, или соединительный, или предохранительный, то есть путь специального назначения и тупик-ловушка, предназначенная для остановки экспресса в непредвиденных ситуациях. Далее выбирается сам вид полотна железнодорожного: закольцованный, многополосный или однополосный. Проводится анализ той местности, где предполагается строительство железных дорог. То есть инженерно-геологический анализ, инженерно-геодезическая разведка и топографические съёмки. Затем разрабатываются разные варианты прокладывания путей. После этого подготавливается основа с целью укладки полотна железной дороги. То есть, строится земляное полотно, состоящее из достаточно плотных, утрамбованных земляных насыпей, которые укрепляются так, чтобы воздействие внешних факторов было минимальным. Производится учёт мест, где будут проходить трубы разных назначений. Следующим шагом является создание балластного слоя, на котором впоследствии будут располагаться шпалы и рельсы. Земляное полотно покрывается песчано-гравийной смесью, выполняющей роль подушки, а уже на неё насыпается из твёрдых пород щебень. Специальные плиты, расположенные поперечно, предназначены для крепления рельсов. Добавляются шпалы, играющие основную роль в креплении рельс, необходимые в том случае, когда отсутствуют специальные плиты для крепления. Шпалы укладываются на балластный слой. В итоге, рельсы целостные только на стыках с незначительными переходами. Давление рельс также принимают на себя шпалы и передают это давление на слой балласта. Количество шпал, которые укладываются на одном км, зависит от того, какова кривизна железной дороги и её загруженность. Поверх шпал располагаются рельсы, между собой они соединяются, так называемыми, рельсовыми скреплениями. Они являются важнейшим элементом для железной дороги при её постройке. На многополосных путях строятся стрелочные переводы.
При строительстве железных дорог основными задачами строительных компаний является постройка пути железной дороги и обеспечение возможности пользования пассажиров и клиентов железнодорожным транспортом. При строительстве железных дорог удобен комплексный подход, который предполагает использование всех нужных ресурсов и умения целостного их применения, а также позволяет прослеживать не только сроки строительства, но и финансовые расходы. Здесь как говориться принципы неизменны и железнодорожный путь в этом случаев вводится в эксплуатацию гарантированно. Множество аспектов самых разнообразных направлений включает в себя строительство железных дорог при комплексном подходе. Здесь главным является точный расчёт и координация действий, а также умение компании-подрядчика консолидировать необходимые действия в один единый процесс. В этом случае важен комплекс услуг по проектированию, реконструкции, строительству, текущему содержанию, ремонту железных дорог и прирельсовой инфраструктуры.
Грамотное строительство путей обеспечивается при соблюдении всех технических норм, которые гарантируют бесперебойное и безопасное движение поездов; учёт требований эксплуатации; учёт оптимальных сроков построения линии, а также строительных требований; достижения наилучшего соотношения между расходами на эксплуатацию и затратами на строительство железной дороги.
Работы всех видов должны выполняться постоянным штатом персонала, который имеет высокую квалификацию и предоставляет высший уровень качества работ в возможно кратчайшие сроки.